Главная » Файлы » Открытые уроки » Открытые уроки

Состав почвы. Берегите почву. (3 класс)
03.12.2013, 15:17
ОТКРЫТЫЙ  УРОК  ПО  ОКРУЖАЮЩЕМУ  МИРУ  В   3  КЛАССЕ
ТЕМА    УРОКА : «СОСТАВ   ПОЧВЫ.  БЕРЕГИТЕ  ПОЧВУ!»
 
ЦЕЛИ   УРОКА : 
- продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве,                           
  - как о верхнем плодородном слое земли;                             
- выявить основные свойства почвы;                             
- в процессе опытов установить состав почвы,                            
 - развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
 
ОБОРУДОВАНИЕ : 
плакаты о почве, схема образования перегноя,
прозрачные стаканы с водой, палочки, фильтровальная бумага, лабораторное стекло, спиртовка ( у учителя), штатив, держатель, коллекция почв, кусочки сухой почвы.            
 ХОД   УРОКА.
1.Организационный момент, сообщение темы урока и
целей.
-Тему урока вы узнаете, отгадав загадку:                     
Бьют меня ногами,                    
 Режут грудь ножами.                     
Каждый хочет растоптать.                     
А я с подарками опять.       ( земля )
-Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё  весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или быль? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется...
-Правильно, ЗЕМЛЯ. 
У слова  « земля» несколько значений. Одно из них – «почва», верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Сегодня объектом нашего изучения будет почва. Вы узнаете о составе почвы и  её свойствах. 
А также рассмотрите вопрос : « Для чего надо беречь почву?».
- Запишите тему урока в тетрадь:
СОСТАВ  ПОЧВЫ. БЕРЕГИТЕ ПОЧВУ! ( на доске открываю заранее записанную тему урока).      
2.Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
-Что происходит с твердыми телами при нагревании и охлаждении?
-Почему из-за изменений температуры происходит образование трещин в камнях?
-Какую роль в разрушениях скал играет вода?
-Какую роль в разрушении скал играет ветер?
-Почему растения могут ускорить разрушения камней?
-Во что превращаются камни? (Песок и глину).          
 
3.Работа по теме урока.
-Вы отлично усвоили, почему разрушаются камни. А теперь давайте задумаемся над нашей новой темой. Что же такое, почва?
( слушаем мнения учеников).
-Да, действительно, почва – это верхний слой нашей земли ( планеты). Толщина почвенного слоя бывает различной : от 2-3 см до 150-200 см и больше
-Давайте запишем в тетрадь наш вывод, что такое почва.
 
Дети пишут в тетрадь, а учитель на доске:
            ПОЧВА - ЭТО ВЕРХНИЙ СЛОЙ ЗЕМЛИ.
-Давайте выясним, из чего состоит почва.
Для этого проделаем опыты. Разбейтесь на группы по 5 человек и возьмите подносы с оборудованием для опытов.      
  
4.Групповая практическая работа.
Опыт 1. Возьмите стакан с водой и бросьте туда кусочек сухой почвы. Что вы видите? ( Появились пузырьки).
-Какой вывод можно сделать? ( В почве есть воздух).
-Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону.
Опыт 2. Возьмите промокательную бумагу, положите на неё другой кусочек почвы и сильно сожмите в кулаке. Разожмите руку и стряхните почву в стакан с водой.Что вы видите на бумаге? ( Осталось небольшое влажное пятно).
-Что доказывает этот опыт?  ( В почве есть вода). 
Опыт 3. Придвиньте стакан с водой и почвой.
-Рассмотрите содержимое стакана. Что вы видите на поверхности воды?  ( На поверхности воды плавают кусочки листьев, мусор, иголки хвойных деревьев, ещё какие-то непонятные остатки).
-Рассмотрите, что находится на дне стакана. ( Песок, а сверху глина).
-Какой вывод мы можем сделать после
этого опыта? ( В почве есть песок и глина, а также остатки различных листьев,
иголок, насекомых).
-Правильно, ребята! А вот эти остатки листьев, лапника, насекомых и составляет перегной – необходимую часть почвы.
Почва без перегноя пустая, не плодородная, а ведь главное свойство почвы – это её плодородие!
- Давайте проделаем ещё один опыт,
который проведу для вас я.
Опыт 4. Я возьму стакан с водой, в которой долго находилась почва и профильтрую эту воду. Теперь несколько капель нанесу на лабораторное стекло и подержу его над огнём. Ждем, пока испарится со стекла вся вода. Посмотрите, на стекле остался белый налёт. Это соли. Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.-Какой вывод мы можем сделать после этого опыта? ( В почве находятся соли, которые растворяются в воде).
- Молодцы! Вы отлично поработали. 
Давайте теперь запишем в тетради состав почвы и её главное свойство.
 
 Дети записывают в тетрадь:
В СОСТАВ ПОЧВЫ ВХОДЯТ :
ВОЗДУХ, ВОДА, ПЕСОК, ГЛИНА, ПЕРЕГНОЙ, СОЛИ и   МИКРОБЫ.
ГЛАВНОЕ СВОЙСТВО ПОЧВЫ – ПЛОДОРОДИЕ.
 
-Вы отлично потрудились, давайте отдохнем.  
 5. Физкультминутка  (проводят дежурные по классу ученики).         
 
 Продолжение работы по теме урока.
- Кто из вас знает, почему почву еще называют «чудесной кладовой»?
-Давайте об этом прочитаем  в нашем учебнике.         

6.Работа с учебником. 
- Прочитайте текст на странице 56-57 вашего учебника и подготовьтесь ответить на вопрос: « Почему почву называют чудесной кладовой?».
- А теперь давайте рассмотрим, как образуется почва.         
 
7.Лекция учителя.
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования  слоя почвы толщиной 5 см.Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка и глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но всё же, некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под
действием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться и
другие растения. Они дадут еще больше перегноя. В почве селятся и различные
животные : насекомые и их личинки, кроты, полевки, мыши и другие. Они тоже
повышают плодородие почвы.Как видите, почва не может появиться без
живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва, ведь в природе все взаимосвязано.Главная часть почвы – перегной. Из него
под действием микробов образуются соли, которые используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А из перегноя снова образуются соли. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – В тела животных, и с остатками растений и животных – снова в почву. Ученые говорят : происходит круговорот веществ в природе.     
Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ -  прервался. Тогда сразу исчезнут и растения и животные. А значит, не смогут жить и люди на планете Земля. Вот почему русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогут, а вот без почвы – нет. 
 
На доске появляется плакат : 
1см почвы
образуется за 250-300 лет.                                                       
 20 см – за 5-6 тысяч лет.
 
- Как вы думаете, почему нельзя допускать разрушения и уничтожения почвы?- Процесс разрушения почвы называется ЭРОЗИЕЙ почвы.
- А как можно сохранить нашу чудесную кладовую?
- Давайте прочитаем об этом в нашем учебнике на стр. 58.           
 
 8.Подведение итога урока
.-Давайте подведем итог урока и разгадаем кроссворд:
1.      Как называется слой земли, на котором растут растения?( Почва)
2.      Одна из составных частей почвы.
3.      Как называется вещество, повышающее плодородие почвы?
4.      Какое основное свойство почвы?
 - Молодцы! Вы отлично справились со всеми этапами урока! Из вас сегодня получились отличные исследователи почвы! Я благодарю всех за помощь!          

 9. Задание на дом.
Подготовить пересказ текста о почве на стр. 54-58 вашего учебника.
Категория: Открытые уроки | Добавил: Учитель
Просмотров: 4918 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]