Главная » Статьи » Памятки для родителей » Памятки для родителей

Если ребёнок пишет с ошибками
Грамматические ошибки
    Кажется, что основные причины многочисленных ошибок при письме давно известны. Это речевые нарушения (ребёнок неправильно воспринимает слова на слух и ошибается при написании - например, вместо "б" пишет "п" и т. п.). Это и импульсивность, неумение контролировать свои действия. Это, наконец, незнание правил или неумение ими пользоваться.
Но, оказывается, можно взглянуть на проблему безграмотности и с другой точки зрения. То есть вспомнить о трёх основных каналах получения информации. Это зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) и двигательный (кинестетический). У конкретного человека один из этих каналов развит лучше остальных, он и является главным, ведущим. Это отражается в основной деятельности школьника - учебной работе. Есть данные о том, что и характер грамматических ошибок у ребёнка связан с особенностями его системы получения информации.
Зрительно ориентированный ребёнок практически не допускает ошибок, которые "режут глаз". Но зато он может не заметить неправильно написанные гласные в суффиксе, в приставке. Или беглые гласные в корне слова, особенно в словах, к которым трудно подобрать проверочные слова: "собирать" и "соберёт", где в слове может быть написана и буква "е", и буква "и".
Ошибки кинестетиков могут объясняться тем, что у них не выработан внутренний голос и нет зрительного контроля при написании. С ними сложнее всего. Отсутствие внутреннего голоса, то есть неумение продиктовать себе трудно произносимое слово, чтобы правильно его написать, - достаточно серьёзное препятствие в освоении основ грамматики.
И наоборот, дети, у которых ведущий канал - слуховой, опираются при письме только на проговаривание про себя. Для них это основной источник ошибок.
Часто бывает, что у ребёнка при хорошо сформированной внешней речи внутренняя речь в развитии запаздывает. Если прочитать вслух то, что пишет такой ученик, то может показаться: ему диктовал маленький ребёнок. На самом деле это его внутренний голос говорит пока как малыш, коверкающий слова.
Специалисты советуют: чтобы научить такого школьника грамотному письму, надо помочь ему во взрослении его внутреннего голоса. Например, сказать: "Ты будешь грамотно писать. Но тогда, когда сам вместе с внутренним голосом станешь выговаривать слова, а не коверкать их, как двухлетний ребёнок".
Некоторые ошибки - это следствие определённых нарушений в развитии пространственных представлений. Пространственные отношения предметов передаются в языке с помощью предлогов. А ребёнок может воспринять предмет вместе с предлогом как единое понятие ("подгорой", "влесу", "наголове" и т.д.). И напишет соответственно слитно. Выход - добиваться от ребёнка точного понимания тех пространственных отношений, которые передаются предлогами.
    Пусть он проговаривает, что где находится (в, за, над, перед, под и т. д.). Например, когда рассматривает картинки, иллюстрации в книге. Или опишет то, что видит на прогулке в парке, при взгляде в окно и т.д. Учится располагать предметы и детали в соответствии с инструкциями (большой кубик на маленький, вилку слева от тарелки и т. д.).
Полезно такое упражнение: ребёнка сначала просят нарисовать предложение, в которое включены предлоги. Например: "Подушка лежит на диване" или "Лодка проплыла под мостом". Затем это же предложение нужно записать словами. Или ребёнок может записать только начало предложения "Подушка лежит на...", а потом подставит в него как можно больше слов ("на кровати, на полу, на окне"…)
Мы уже говорили о том, что у детей с ведущим визуальным каналом есть некоторые особенности, которые помогают им делать меньше ошибок на письме. Это умение запоминать, "фотографировать" слова глазами, а    ещё умение мысленно представлять слова.
Есть упражнения, помогающие развивать эти важные умения.
- Попросите ребёнка задумать какую-нибудь букву алфавита. Допустим, он задумал букву "у". Но вы-то этого пока не знаете! Назовите любое слово и спросите ребёнка, есть ли в нем задуманная буква. Например, "арбуз". Чтобы ответить, ему придётся мысленно "нарисовать" слово. Он отвечает, что в этом слове такая буква есть, вы предлагаете ещё слова, пока не поймёте, какая буква имеется в виду.
- Вот способ запоминания слов, регулярно вызывающих ошибки в написании. На листе бумаги нарисуйте ленту киноплёнки с кадрами и запишите в ней трудное слово: в каждом кадре - одна буква. Попросите ребёнка "сфотографировать" кусок киноплёнки глазами. Затем сотрите буквы, оставив только контуры кадров. Ребёнку нужно назвать, глядя на плёнку, стёртые буквы слова. Сначала в обычном порядке, потом в обратном, можно и вразнобой.
Многие упражнения и игры со словами будут полезны всем детям, осваивающим письмо. Родители могут делать это дома. Некоторым детям таких домашних занятий для преодоления грамматических ошибок недостаточно. Им необходимы занятия с профессионалом - логопедом. Сколько понадобится таких занятий, зависит от степени речевых нарушений у ребёнка. Обычно стоит запастись терпением и не ждать мгновенных сдвигов.
Создавайте у ребёнка установку на успех при запоминании и написании трудных слов (старайтесь не употреблять при этом частицы "не"). Предупреждение: "Не делай ошибок!" - неэффективно. Правильная установка звучит так: "Я запомню эти слова! Я буду писать их правильно!"
 
Если ребёнок пишет с ошибками.
      Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.
     Самое главное правило звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребёнок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а", а "о".
     Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребёнок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е". Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.
       Есть очень простой и действенный способ научить ребёнка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть  желание.
Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребёнком, тем быстрее и легче вы добьётесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.
     За основу берётся теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем".
    Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребёнка нужно научить так называемому "орфографическому" чтению. Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребёнок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придётся снова обратить его внимание на слоги.
       Предложите ему прочитать вслух, громко и чётко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребёнок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчёркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.
      В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребёнок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет. 
     Если увлечь ребёнка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать "чтением грамотности", вполне вероятно, покажется ребёнку забавным.
"Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослыхчтобы следить за тем, как ребёнок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнёс так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребёнка и попросить его ещё раз прочитать слово.
     С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.
      Регулярные занятия, при которых ребёнок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания. 
     Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, чётко и не один раз.
Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребёнка.
     Чтением по слогам, с чётким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребёнка, не подчёркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребёнком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.
    В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа "Война и мир". Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика - великая вещь! Попробуйте.
Пропуск букв в  словах
Одна из главных проблем правописания - необъяснимый пропуск букв в словах. Обычно в таких случаях между ребёнком и учителем (родителем) происходит диалог: "Это твоя рука писала?" - "Да". - "Глазки видят?" - "Да". - "Тогда прочитай, что у тебя получилось!" Ребёнок хватается за ручку и с улыбкой вставляет ту букву, которую пропустил, исказив слово до неузнаваемости. Всем бывает обидно, когда оценка снижена из-за таких глупых ошибок! Почему же ученик пропускает буквы? Действительно ли это необъяснимо?
   В каждом случае пропуска букв причины бывают разные, но, в общем, ответ один: у ребёнка не сформирован или недосформирован образ слова. Что же скрывается под этим определением?
     Образ слова является существенным компонентом чувства языка, необходимого для полноценного владения языком. Это единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в какую семью однокоренных слов входит) и графической (как пишется) природы слова. В идеале перед тем, как написать, ребёнок должен осознать слово по всем этим параметрам.
Значит, пропуск букв может возникнуть прежде всего по следующим причинам:
- ребёнок первый раз слышит слово;
- ребёнок раньше слово слышал, но не знает, что оно обозначает;
- ребёнок знает значение слова, но ни разу не встречал слово написанным.
   Иногда же ребёнок продолжает пропускать буквы даже в хорошо знакомых ему словах, которые он писал неоднократно, а то и каждый день, например в слове "упражнение". Тогда, вероятно, мы имеем дело с такими причинами:
- у ребёнка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца;
- ребёнок имеет такое богатое воображение, что, слыша слово, сразу представляет называемый им предмет или понятие, а не символическое обозначение этого предмета или понятия буквами.
Далее предлагаются упражнения, с помощью которых формируется образ слова. Эти простые и увлекательные игры и задания помогут решить проблему пропуска букв, вызванную различными причинами.
"Магазин"
Подбираем картинки определённых предметов или животных, например, арбуза и мыши, а затем "продаём" их, "рекламируя" по каждой букве:

а - ароматный;                  м - маленькая;
р - рубиновый;                  ы - ы-ы!;
б - большой;                     ш - шуршит;
у - укатить домой!;            ь - мягкая шубка,
з - звонкий;

Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического (понятийного) образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребёнка.

"Кузовок"
Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утёнок, флажок, кружок... Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет... Соответственно собирать тогда будем слова на -ина, -ка, -ик и -ет. Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: "Собираемся в лесок, наполняем кузовок!"; "Вот перед нами корзина, туда отправляется..." (картина, балерина, малина); "Вот коробка, смотрим, что там?" (лодка, бородка, сковородка); "Вот ящик, скорей клади туда..." (мячик, ларчик, мальчик); "Вот большой-большой пакет. Клади в него..." (табурет, билет, балет).
    Особенно заметны результаты, если ребёнок во время игры не записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на чёткое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.
"Древнерусское письмо"
Ведущий диктует слова, которые ребёнок записывает только согласными, обозначая гласные чёрточкой. При такой записи предложение "Отважный Миша бежит от мыши" будет выглядеть следующим образом:
_тв_жн_й   М_ш_   б_ж_т   _т   м_ш_.
    Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя черточку на месте согласных: 
о_ _а_ _ый   _и_а   _е_и_   о_  _ ы_и.

    Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме.
При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считается время в секундах и отсутствие помарок. Но начинать отрабатывать "древнерусское" письмо советуем с отдельных коротких слов, постепенно усложняя материал.

"Неудачный робот"
    Перед началом работы распределяем роли. Ребёнок становится роботом, взрослый - конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определённую часть, отмечая пропущенное чёрточками. Конструктор "испытывает" робота, диктуя ему слова. При выборе материала и способа записи преподаватель должен исходить из существующей проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова - только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так:
по_ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ де _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ ик 

Упражнение помогает избавиться от недописывания букв на конце слова или от пропуска букв и слогов внутри слова.

"Волшебный диктант"
      В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой "с" обозначаем как "+", слова с гласной "е" - "!", а все остальные - "/". 
Так, предложение "Мы смотрим на птичьи стаи в небе" выглядит так:
/ + / / + / ! 
Примечание: слова надо подбирать так, чтобы в них не было сразу двух букв, для слов с которыми введены символы.
    С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.

"Словесный мяч"
    Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус - слово - окно и т. д. Мы это предложение модифицировали: во-первых, действительно используем мячик, кидая его вместе со словом противнику, во-вторых, называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п. Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоем, так и целой группой, перекидывая мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому как захочется. 
         Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения. 

 «Словесные цепочки»
    В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: арбуз - бузина - народ -родник - никель и т. д. Выигрывает тот, кто называет слово последним. Играть можно как в устной, так и в письменной форме, то есть можно просто по очереди называть слова, а можно записывать их на листочке бумаги. Можно играть командами, тогда победителем считается та команда, чья цепочка оказалась длиннее.

"Бухгалтер"
    Преподаватель называет слова с одинаковым количеством букв. Ребёнок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определённую по счету букву во всех словах. Например, преподаватель говорит: "Дым, луг - вторая буква".
Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: "ы", "у". Если бы преподаватель попросил назвать третью букву, ребёнок бы назвал буквы "м" и "г". Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах - от 3 до 7.
         Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.

"Виселица, или "Балда""
Эта известная старинная игра чрезвычайно азартна и полезна. Напоминаем правила игры: один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет чёрточками. Например, слово "апельсин" будет выглядеть так: а _ _ _ _ _ _ н .
   Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на своё место, а неверно названная превращается либо в элементы виселицы, либо в буквы слова "балда". Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово "балда".
   Если это случилось, второму игроку засчитывается поражение, если он сумел угадать слово - победа. Играя с взрослым, ребёнок должен и загадывать слова, и отгадывать их.

"Матрёшки"
     В игре могут принимать участие от 2 до 10 человек. Для игры потребуется 10 больших карточек (размер 10x18 см), на каждой из которых написано по 10 слов (в двух столбиках), 100 маленьких карточек (размер 1,5 х 8 см) со словами, которые являются частью слов с больших карточек.
     Перед началом игры каждый играющий выбирает себе большую карточку или несколько больших карточек, если играющих меньше 10. Затем выбирается "говорун", который забирает себе все маленькие карточки. Он медленно зачитывает слова, написанные на них. Если произнесённое слово есть в составе слова на чьей-либо карточке, игрок кричит: "Моё!" - и закрывает маленькой карточкой слово на большой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все слова на большой карточке. Примеры слов на большой карточке: гроза, посёлок, красивая, коса, плуг, электричество, стройка, перепёлка, грабёж, конус.
    Примеры соответствующих слов на маленьких карточках: роза, осёл, ива, оса, луг, три, рой, ёлка, ёж, ус.
Игра формирует образ слова, расширяет словарный запас, развивает зрительную память.
Примечание: в упрощённом варианте это упражнение может выглядеть следующим образом. Напишите (напечатайте) на бумаге сложные слова, и пусть ребёнок найдёт все входящие в их состав короткие слова.
    Специфика предложенных методов и приёмов состоит в том, что их применение возможно при любом уровне языкового развития ребёнка, при работе в классе и дома, при занятиях с группами и индивидуально. Их применение оказалось эффективным для устранения элементов дисграфии: при постоянном пропуске букв, их недописывании, перестановке букв и слогов, в общем, в тех случаях, когда родители и учителя говорят о "глупых" ошибках.
    Если ваш ученик слишком неусидчив и часто отвлекается - помогите ему.
Словесные замечания не очень эффективны, в силу своих возрастных особенностей дети умело пропускают их мимо ушей.
      В первом - втором классе у них ещё не развито произвольное поведение (то есть умение действовать активно, самостоятельно, без поддержки со стороны).
     Вот два способа, как этого добиться - просто и эффективно.
Предположим, ребёнок делает уроки.

Первый способ. "Секундомер". 
Вы садитесь рядом, берёте в руки секундомер, а  ребёнок делает уроки. Как только он отвлекается, вы включаете секундомер. Потом можно просуммировать все отвлечения и подсчитать «чистое» время, которое потребовалось для того, чтобы сделать задание. Детей результат очень впечатляет. Сразу же сам собой отпадает вредный вопрос: "почему так долго делаются уроки".
   Почему это работает: это наглядно покажет, куда уходит время.
   Почему способ эффективен: как только включается секундомер, ребёнок тут же снова берётся за работу. Сначала можно сидеть рядом, а потом и в сторонке (но не забывайте наблюдать!).
    Если секундомера нет, подумайте, чем можно его заменить. Например, секундная стрелка и запись на листочке.

Способ второй. "Песочные часы". 
Даёте задание, переворачиваете песочные часы и уходите.
     Почему это работает: потому что это наглядно: ребёнок видит, как "течёт" время, и это помогает ему регулировать темп своей деятельности самому.
Категория: Памятки для родителей | Добавил: Учитель (03.02.2015)
Просмотров: 346 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]