Главная » Статьи » Советы учителя » Советы учителя

Как выучить таблицу умножения
 
Как выучить таблицу умножения 

         Обычно в том возрасте, когда в школьной программе изучают таблицу умножения, у детей еще сохраняется очень хорошая механическая память (которая по мере взросления несколько ухудшается). Поэтому им довольно легко дается "зубрежка", т.е. многократное восприятие и повторение учебного материала. На этой способности, в основном, и построено обучение в начальной школе.        Если же у ребенка плохо развита механическая память, и он не в состоянии запомнить материал такими способами, как все одноклассники, то он попадает в незавидное положение. Ужасно обидно за таких детей, которые не являются отстающими в интеллектуальном развитии и могут быть весьма прилежны, но традиционная система преподавания не учитывает их индивидуальных особенностей.  Однако с логической, образной и эмоциональной памятью дела обстоят гораздо лучше (что довольно типично для детей с такими сложностями). На этом и  построена коррекционная работа. Основной метод, который помогает выучить  таблицу умножения, это создание рисунков и рассказов, иллюстрирующих примеры на умножение. Сначала предложите ребенку пофантазировать и сказать, на что похожи цифры от 0 до 9. Так ребенок придумает для себя устойчивые ассоциации. Например, цифра "1" напоминает ему человека с любопытным носом, цифра "2" - лебедя, цифра "3" - сердечко и т.д. (важно, чтобы эти образы были придуманы самим ребенком, иначе это станет дополнительной нагрузкой на память). Затем надо нарисовать эти образы в виде картинок рядом с соответствующими цифрами (задействовав, таким образом, моторную и образную память, а также эмоциональную, т.к. эта необычная работа вызывает у детей разные положительные чувства). После этого необходимо закрепить образовавшиеся ассоциативные связи, поэтому следует называть ребенку нарисованные картинки в разбивку, а он вспоминает, какую цифру он ею изобразил. Когда эти связи будут четко установлены, можно переходить к работе над запоминанием табличных примеров на умножение. Лучше не проходить за день более, чем один столбик из таблицы, чтобы избежать явления наложения заучиваемого материала друг на друга (что является нормальным свойством человеческой памяти). Дальнейшая работа строится следующим образом. Ребенок пишет пример, который он в данный момент запоминает сначала обычными цифрами, а рядом с помощью образов (картинки и знак умножения в левой стороне, затем знак "равно" и число в виде образа(ов) справа). После этого ему предлагается придумать историю, которая логично объединяла бы этих персонажей и имела какие-то причинно-следственные связи. Так начало историй может быть традиционным: один персонаж встречает другого, различаются только условия их встреч. А окончание должно  логично подвести рассказ к появлению персонажей, нарисованных после знака "равно". Чем интереснее, неожиданнее,  эмоциональнее будут эти рассказы, тем лучше. Они должны хорошо запечатлеться в памяти ребенка, а кроме того, на время такого обучения и в вашей памяти тоже.  Например,  вот какая история на случай умножения "2 х 3 = 6". "Шел лебедь и вдруг увидел сердечко. Послушал он свое сердце, а оно сильно колотится. Тогда понял лебедь, что влюбился. Стал он ухаживать за сердечком. А потом появился клоун (так ребенок обозначал цифру "6") и стал смеяться над ними -тили-тили-тесто - жених и невеста!" После того, как вы проработали несколько примеров таким эмоциональным способом, следует перейти к следующему этапу - укреплению связей, вычленению только самого главного из всего рассказа (хотя в эмоциональной памяти хорошо бы сохранить весь сюжет). Это можно сделать, задавая ребенку вопросы, типа "Шел лебедь, встретил сердечко. Кто потом появится?". Если ребенок ответил правильно, то нужно попросить теперь сказать цифрами, что это за пример. Если же верного ответа не поступило, то помогите ему вспомнить составленную историю. Обратите внимание, что переходить к работе над следующим столбиком следует только после того, как автоматизировано воспроизведение всех установленных связей в предыдущем. Учтите, что не нужно каждый раз придумывать новые истории, ведь в каждом последующем столбике будут встречаться примеры из предыдущих, где персонажи просто поменяются местами. Когда ребенок запомнит таким способом всю таблицу умножения, нужно повторить и закрепить ее, используя дополнительные методы. Примеры из таблицы (уже в цифрах) можно произносить с разными интонациями (например, сильно удивляясь или огорчаясь), выкрикивать как лозунги на демонстрации, говорить как можно медленнее или, наоборот, как скороговорку, почти кричать или шептать и т.п. Хорошо также использовать шуточные задачи, решаемые с помощью примеров из таблицы умножения. Можно тренировать эти навыки, устроив ребенку игровое "испытание" по принципу настольной игры: если он правильно отвечает пример из таблицы умножения, то делает шаг вперед, если нет - то шагает назад. Зато если по результатам таких испытаний игрок достигнет условленного места, например, дойдет до двери комнаты, то он считается победителем и должен чествоваться или награждаться чем-нибудь приятным.  Используя все указанные способы в систематических занятиях (2 раза в неделю), ваш ребенок добьется того, что он будет хорошо владеть таблицей умножения уже через два месяца.Кстати, такие методы обучения могут быть приятны и полезны даже в том случае, если у вашего ребенка нет проблем с механической памятью, но вы просто заботитесь о том, чтобы его интерес к учебе не угас из-за скучной зубрежки. Надеемся, что теперь заучивание таблицы умножения станет приятным совместным вашим времяпрепровождением с ребенком. 
Категория: Советы учителя | Добавил: Учитель (29.05.2012)
Просмотров: 1573 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]