Главная » Файлы » Открытые уроки » Открытые уроки |
24.04.2017, 22:35 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конспект интегрированного урока 3 класс по русскому языку и окружающему миру (с использованием групповой и игровой технологии) Тема: Состав слова (обобщение). Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова. Задачи: Обучающие: -повторить изученные признаки родственных слов; -проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа; - совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; Развивающие: -развивать память и орфографическую зоркость; -развивать умение разбирать слова по составу; -развивать умение образовывать новые слова; Воспитывающие: -воспитывать любовь к природе; -воспитывать активность и аккуратность у учащихся. Оборудование: предметные картинки, цветные карточки, компьютер, интерактивная доска презентация (Слайд 1)
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ножки вместе, Спинки ровно И к уроку всё готово. II. Сообщение темы урока -Ребята, на предыдущих уроках мы работали над составом слова. Что значит – разобрать слова по составу? (Находить части слов и выделять их) Вам понравилось разбирать слова по составу? Хотите продолжить эту работу? Так вот сегодня мы будем закреплять и обобщать знания о составе слов, учиться образовывать новые однокоренные слова. Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке. III. Минутка чистописанияи словарная работа.
Учитель:-А урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие. А для того, чтобы узнать, куда - посмотрите на слайд и картинку на доске, попробуйте отгадать. Кто догадался? (в космос) (Слайд2) - Кто знает значение этого слова?
Космос – «вселенная», «мир» -А кто помнит стихи или загадки про космос? -А теперь сделайте фонетический анализ этого слова. (Дети выходят к доске и делают разбор). Что вы представляете, когда говорите слово КОСМОС ? (Звёзды) Какой первый звук? Какой буквой он обозначается? Вот сейчас мы вспомним, как пишутся заглавная и строчная буква З. (слайд 3) А теперь попробуйте отгадать ребус.(Слайд 4)
Физминутка для рук Чтоб красиво написать, Надо пальчики размять. Раз-два-три-четыре-пять За письмо получим пять
Дети:космос. Учитель:Космос - слово словарное. (Можно открыть орфографические словари и посмотреть как оно пишется).Учитель записывает слово на доске, вместе с учениками ставим ударение, находим безударную гласную, подчеркиваем ее. -А теперь сравните, как слово слышится и как оно пишется. Есть различия? Какие?(слышится а, а пишется о) Постарайтесь запомнить и запишите это слово до конца строки в тетрадь правильно, красиво и аккуратно.
Попробуйте самостоятельно подобрать однокоренные слова к слову космос. А теперь посмотрите на слайд, подумайте, какое слово лишнее. Почему? (Слайд 5) Космос, космонавт, ракета, космический . Дети: Ракета. Космос, космонавт, космический, – однокоренные. Учитель: Какое значение имеет слово «ракета»? (1-Летательный аппарат, 2-снаряд для фейерверков, 3-быстроходное судно на подводных крыльях. Как вы думаете, какое значение подходит в нашем случае? (летательный аппарат) Какое это слово? (Словарное, его написание тоже надо запомнить)
-Значение слова космос мы сегодня выяснили. А какое значение имеют остальные слова? (Космонавт- человек, совершающий полет в космос, космический – относящийся к космосу) Почему эти слова можно назвать однокоренными?(Они имеют общий корень и являются родственными, т.е. близкими по значению) Запишите слова.Выделите корень в этих словах. (Слайд 6) - А теперь составьте предложения с этими словами. Три самых лучших и красивых предложения давайте запишем на доске и в тетради. (Один ученик работает у доски, остальные в тетради). Найдите орфограммы и объясните их. -Что такое «космос» мы выяснили, а теперь можно и в путь. Учитель: Далекие звезды над нами горят, Зовут они в гости хороших ребят. Собраться в дорогу нетрудно для нас – И вот мы к полету готовы сейчас. -Итак, в космос мы отправляемся на ракете(Слайд 7) V. Работа по теме Учитель: Но, чтобы попасть в ракету, мы с вами должны выполнитьзадание.Работать будем группами. Каждая группа получит свою карточку. 1.
2.
3.
Заканчиваем работу. Старосты групп расскажите о выполнении заданий. - Вспомните, что такое основа. Какое значение она передает? (Смысл конкретного слова) - Какое значение передается корнем слова? (Смысл всех родственных (однокоренных) слов). Чем отличается основа от корня? С заданием мы справились хорошо, вот мы с вами уже и в ракете.
Обобщение по теме.
Внимание! Взлет! И наша ракета мчится вперед. Прощально мигнут и растают вдали Огни золотые любимой Земли.
Мы с вами на старте. Как вы думаете, что мы сможем увидеть в космосе? (планеты, спутники, звезды…) Летим!Можно даже выйти в открытый космос. (Слайд8)
Сейчас вы закроете глаза и попробуйте представить,как мы с вами летим. А я расскажу, что же нам встретится на пути. Вы будете слушать и в моем рассказе постарайтесь найти слово, которое употребляется в разных формах. Отправляемся в путь.
« Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню».
Учитель: Сейчас я еще раз прочитаю текст, а вы на строке поставьте цифру 1 и запишите слова, которые вы нашли.
Выделите окончания, основы слов. Расскажите все, что знаете об окончании.Дети: Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Давайте вместе проверим, что у вас получилось.(Слайд 9) Учитель: Вот мы с вами прилетели на одну из планет. Эта планета очень необычная, фантастическая. А давайте мы сделаем подарок этой планете – посадим дерево. Но сначала вспомним, какие части есть у дерева. Дети: Корень, ствол, ветки, листья. (Слайд 10) Учитель: А какая часть самая главная? Дети: Корень. Учитель: - Как с помощью этого корня называют вас? (ученики) - Почему вас так называют? (т.к. учимся) - Как называют того человека, который учит? (учитель) - Какую пословицу про ученье вы знаете? (Ученье – свет, а неученье – тьма.) Запишите эти слова на вторую строку. Выделите корень.
Учитель: Какие это слова? Дети: Однокоренные. Учитель:Почему их так называют? Дети:У этих слов общий корень, они близкие (родственные) по значению. Учитель: Что такое корень? Дети:Корень – это общая часть однокоренных слов. Учитель:.Вот какое красивое дерево выросло. -Но у него осталось три пустых ветви. Вы сами придумайте еще три однокоренных слова и запишите их. Хоть планета и необычная, но на ней очень красиво. Воздух чистый. Вода в реке – прозрачная. Небо голубое. Много цветов. Пора отдохнуть.
V. Физкультминутка. Лягушка На речушке две подружки, две зеленые лягушки Утром рано умывались, полотенцем растирались Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево, наклонялись, и обратно возвращались, Вот здоровья в чем секрет! Все друзьям физкультпривет!
VI.Обобщение (продолжение) Учитель: А цветы на планете тоже загадочные. Один из них очень похож на цветок, который растет в нашей местности. Какой? Дети:Ромашка. Учитель: На этой планете такой цветок называется приставочным. Как вы думаете, почему? Дети: На лепестках – приставки.(Слайд15) Образуйте с помощью этих приставок и корня -уч-новые слова. (Проверьте по слайду)Запишите их (записывать будем по одному слову с каждой приставкой) и выделите приставки.
Дети:.Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Слайд16) Учитель: Двигаемся дальше по планете. Перед нами «Суффиксное поле». Но на пути к нему сломался мостик через реку. На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам. Полученные слова запишите.
сова ышк береза ок мосточк (Слайд17)
Вот и мостик! (Слайд18) Учитель: Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит? Дети: Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (Слайд19) - Составьте сами новые слова с этими суффиксами. Запишите эти слова и выделите суффиксы. Учитель: А теперь проверим, чему вы научились на этой планете. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли. Дети: Окончание, основу, корень, приставку, суффикс. Учитель: Как называется такой разбор? Дети: Разбор слова по составу.(Слайд 20)
VII. Самостоятельная работа. Учитель. Сделайте разбор слов по составу. (Слайд21)
I группа II группа
Учитель: Проверьте по слайду.Поставьте себе оценку.
Сегодня мы с вами побывали в космосе. Прочитайте запись на доске. Космос – это пространство за пределами нашей земли. Освоение космического пространства началось давно. Люди стали запускать в космос ракеты и спутники. Первыми в космосе побывали животные. А потом туда полетел человек.
Скажите, это текст? Почему вы так решили? Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.) Сколько в тексте предложений? Найдите третье предложение. Запишите его в тетрадь. Какое оно по цели высказывания и по интонации? (Повествовательное, невосклицательное)
VIII. Итог.
Учитель: Нам уже пора домой.
Возвращаться нам пора, По местам мои друзья! Из полета возвратились, Мы на землю приземлились.
Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока? Покажите карточки, которые соответствуют вашему настроению.
IX.Оценка (Оценивается самостоятельная работа в тетради и работа на уроке.)
IХ. Домашнее задание Повторить правила о правописании безударных гласных в корне слов, парных согласных, удвоенных согласных, повторить порядок разбора слов по составу. Прозвени-ка, дружок, Голосистый звонок, Перемену ждут ребята. Поиграть, попрыгать надо. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 320 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |